Знаете ли вы, зачем нужен ремень безопасности в автомобиле, какие они бывают и надо ли его постоянно использовать?
Ремень безопасности, что это и зачем
Автомобилестроение и вся автопромышленность идет вперед огромными темпами. Особенно специалисты заботятся о безопасности, изобретая новые способы защиты пассажиров, облегчения управления авто в трудных ситуациях и прочие системы. Но, пользуясь всеми модными электронными и техническими дополнениями, никогда не надо забывать про пассивную защиту. Ее роль в машине играет ремень безопасности. Правильно застегнутый и расположенный на теле взрослого человека (или подростка выше 145 см) ремень абсолютно не мешает комфортному сидению и управлению машиной.
Согласно ПДД Украины
В п. 2.3 правил дорожного движения однозначно указано, что водитель обязан пользоваться ремнями (и подголовниками), а также не перевозить непристегнутых пассажиров.
Правда, штраф за непристегнутый ремень остается минимальным – всего 51 гривна. Каждый год на рассмотрение Верховной Рады выносят законопроекты про серьезное увеличение штрафа (до 500-850 гривен), но эти проекты так и не были приняты.
Печальная статистика и ремни безопасности
Среднее количество водителей, пользующиеся ремнями, по всей Украине – всего 23%. Больше всего сознательных водителей в Киеве (больше 50%), в Харькове – всего 14%. В Европе же статистика совсем другая – более 90% людей пристегивается в машине. Однако, надо заметить, что штрафы за не застегнутый ремень безопасности там намного выше.
Исследование аварий свидетельствует о том, что в более 70% ДТП можно было бы избежать смертей и серьезных травм, если бы водитель и пассажиры были пристегнуты. В таблице представлено во сколько раз снижается риск гибели пристегнутого водителя и переднего пассажира в различных авариях:
Вид ДТП | Во сколько раз уменьшается |
При лобовом ударе | 2 |
Фронтальное столкновение | 1,8 |
Переворот | 5 |
Виды и строение ремней
Первоначально ремни были придуманы для авиации, а после их стали использовать и в автомобилестроении. Ремни прошли долгий путь «эволюции» от обычных поясных до тех, которые используются сейчас.
Виды:
- Двухточечные («поясные») – устаревшая конструкция, которая продолжает встречаться в старых моделях авто, в общественном транспорте и в самолетах. Ремень крепится только на талии.
- Трехточечные («диагонально-поясные») – современные стандартные ремни. Положительным моментом является распределение нагрузки равномерно по всему ремню.
- Четырехточечные ремни ставят на специальные авто, спортивные машины и внедорожники.
- Пятиточечные ремни используются в дорогостоящих авто и в конструкции детских сидений. Это не только два перпендикулярных ремня, но и еще один, проходящий между ног.
По принципу срабатывания:
- Статические – устаревший вариант, когда длина ленты регулируется вручную.
- Динамические – современный стандарт. Если плавно вытягивать лямку, то ее можно удлинить. Резкий рывок ее блокирует.
- Опережающие – на самых современных авто бортовой компьютер сам фиксирует ремни при возникновении опасности.
Производители авто продолжают усовершенствовать это защитное приспособление. Наверняка, в ближайшем будущем мы получим еще более комфортные и продуманные варианты.
Строение ремня
Почти все разновидности ремней состоят из одинакового набора элементов:
- лямка;
- защелка (замок) – разъемная часть крепежа;
- втягивающий механизм (инерционная катушка);
- ограничители;
- крепление;
- преднатяжители – появились недавно, нужны для предотвращения инерционного смещения тела человека вперед.
Изготавливается ремень из синтетического прочного материала.
Мифы и правда про ремни безопасности
Когда изобрели подушки безопасности, производители одно время пытались продвигать их как замену ремням, которые многим казались неудобными. Но специалисты уже давно установили: подушки и ремни с подголовниками – это комплексная защита, которая максимально предохраняет человека именно в одновременном использовании.
Какие же мифы существуют в среде автомобилистов, чтобы оправдать то, что они не пристегиваются?
В ремне можно запутаться
Первые ремни были специфическими, и выпутаться из них в случае аварии быстро было невозможно. Но сейчас, когда достаточно одного касания и ремень отстегнут – это оправдание уже не работает.
Зачем ремень, если ехать медленно или недалеко
Всего лишь пару кварталов до магазина или до школы – зачем пристегиваться? Это — неправильный подход. Статистика говорит о том, что авария может случиться буквально через пару минут после старта, даже возле дома. Никто не застрахован от неприятных случаев.
Известно, что 80% аварий происходит на скорости до 70 км/час. Ремень безопасности обязателен, так как травматическая нагрузка даже на скорости всего 50 км/час – это словно выпрыгнуть с 5 этажа многоэтажки.
Ребенок на руках у пристегнутого взрослого
Даже при слабом столкновении на скорости чуть более 25 км/час, взрослый не сможет удержать малыша в руках, так как по законам физики его масса будет уже порядка 135 кг.
На заднем сиденье
Пассажиры на заднем сиденье без ремня могут легко вылететь в лобовое стекло или смертельно травмироваться о передние кресла. Также, если задний пассажир не пристегнут, он является опасностью для передних людей.
Специалисты автошколы Авто-Дор советуют использовать ремни безопасности в каждой поездке. Для детей до 12 лет и ниже 145 см стоит приобрести детское автокресло. Как его правильно выбрать – можно посмотреть здесь.
Итак, ремень безопасности – важная часть защиты водителя и пассажиров во время езды на автомобиле. Не стоит рисковать, лучше пользоваться всеми доступными вариантами безопасности в своем авто, чтобы максимально быть готовым ко всем дорожным неожиданностям.