Есть водители, которые злоупотребляют использованием вынужденной остановки, чтобы стоять в запрещенном месте. Другие по незнанию не ориентируются, что именно надо делать, если совершена аварийная остановка.
Согласно ПДД
В правилах дорожного движения Украины четко определено, в каких случаях можно сделать остановку:
- По состоянию водителя или пассажира. В том числе, сюда относится момент, если встречный или попутный автомобиль в темное время суток ослепил водителя. В таком случае он может, включив аварийную сигнализацию (кнопка на панели: треугольник на красном фоне), остановиться. При этом, даже оставаясь на своей полосе.
- Из-за груза. Груз может сместиться, закрыть обзор и так далее. Водитель может стать, чтобы исправить это.
- По причине препятствия. По независящим от водителя причинам, иногда приходится останавливаться даже в неположенном месте. Это может быть упавшее дерево, перебегающие дорогу животные, другие препятствующие проезду обстоятельства.
- По техническим причинам. Отказ какой-то системы, прокол колеса, закипел радиатор и так далее.
Если водитель останавливается, чтоб выполнить требования дорожных знаков, это не является аварийной остановкой.
Что надо делать
По любой из причин, когда водитель был вынужден остановиться, он должен:
- Включить аварийку.
- Поставить предупреждающий знак аварийной остановки.
- Попытаться убрать свой транспорт на обочину или к бордюру.
Но все это надо делать, когда аварийная остановка происходит в местах, где остановка запрещена:
- На автомагистралях. Обязательно надо постараться убрать машину на обочину и обозначить ее согласно правил (аварийная сигнализация, знак).
- В условиях плохой видимости. Например, из-за поворота дороги, где затруднен обзор на стоящее ТС.
- В темное время суток. Помимо сигнализации надо включить габаритные огни.
Специалисты автошколы Авто-Дор напоминают, если водитель вынужден остановиться там, где стоянка разрешена, он может включить только сигнализацию.
Аварийная остановка на переезде
Вынужденная остановка на ж/д переезде – самая опасная из всех.
Надо стараться проезжать переезд так, чтобы даже в случае технеисправности автомобиль можно было накатом убрать с рельс.
Порядок действий:
- Высадить всех пассажиров из машины.
- Постараться вытолкнуть авто с переезда.
- Останавливать поезд.
Водителю могут помочь пассажиры, ознакомленные с сигналом машинисту. Это – движение рукой по кругу с чем-то заметным в ней. Днем лучше взять какой-либо ярко окрашенный предмет или ткань, ночью – фонарик. Пассажиров стоит отправить в обе стороны навстречу поездам или хотя бы в направлении худшего обзора для машиниста.
Знак аварийной остановки
Этот знак, наряду с огнетушителем и аптечкой, обязан быть в машине всегда. Знак можно заменить фонарем, мигающим красным светом. Его будет видно не только в темноте, но и на солнце.
По правилам, водитель выставляет знак:
- За 20 м и дальше от ТС в населенных пунктах.
- За 40 метров и дальше от ТС за городом, вне населенных пунктов.
Но это в случае, если необходимость возникла там, где ограничена видимость хотя бы в одном направлении (расстояние меньше 100 метров). Знак ставится именно со стороны плохого обзора других водителей.
Штрафы и проблемные ситуации
Есть водители, которые используют вариант с вынужденной остановкой как предлог, чтобы высадить пассажиров или постоять там, где останавливаться нельзя. В каждом таком случае окончательное решение принимает сотрудник полиции.
Если нарушение фиксирует камера автоматически, водителю нужно будет предъявить доказательства, чтобы обжаловать в суде штраф, который придет.
За нарушение правил ДД, когда произошла аварийная остановка/стоянка, нарушителю придется заплатить 425 гривен. Если это вызвало какие-то негативные последствия, аварийные ситуации или ДТП – штраф увеличивается.
Итак, если водитель вынужденно останавливается по разным причинам, он может это сделать. Однако, если случилась аварийная остановка надо выполнить все необходимые действия – обозначить машину и постарается стоять так, чтобы не мешать другим участникам движения.