Какие моменты во время езды могут быть сложными для неопытных водителей? Конечно же, перестроения на дороге. Как правильно их производить, чтобы никому не помешать и не допустить аварийных ситуаций?
Что такое: перестроения на дороге
Разделение дорожного полотна на полосы или ряды сделано как раз для облегчения вождения. Занимайте свой ряд и двигайтесь. Но, при необходимости свернуть на другую дорогу, объехать препятствие, развернуться и пересечь перекресток, нередко надо сменить полосу. Для этого и существуют правила перестроения на дороге.
Чтобы правильно выполнить маневр, надо твердо знать ПДД. Также нужно ориентироваться в знаках приоритета и разметке.
Однако, все равно часто возникают спорные ситуации, которые не всегда могут решить даже опытные водители. Например, на широких многополосных дорогах случаются моменты одновременного перестроения, В этом случае решить, кто должен проезжать первым, не так и просто.
Важные правила перестроения на дороге
При смене ряда надо четко придерживаться требований и предписаний, изложенных в ПДД Украины.
По правилам перестроения нельзя менять полосу, если нужно пересечь:
- Одинарную сплошную – ею часто разделены ряды с разным направлением потока, а также отделяют места, где нельзя парковаться или куда заезжать.
- Двойную сплошную – ее пересекать нельзя в любых случаях.
- Широкую сплошную – она обозначает границу проезжей части или границу полосы для маршрутного транспорта.
Специалисты автошколы Авто-Дор напоминают: если идет одинарная сплошная, а рядом прерывистая, то пересекать такую линию можно только со стороны прерывистой.
Перестроения на дороге запрещены на мостах, на пешеходных переходах, в тоннелях, на участках с ограниченной видимостью – там этот запрет будет дублироваться сплошной одинарной или двойной осевой.
Правильно делают опытные водители, которые заранее замечают (или знают о ней) необходимость перестраивания и делают это заблаговременно. Тогда они не теряют скорость, не стоят перед препятствием, не «просятся в ряд» и никому не мешают. Новичкам надо брать это на заметку.
Как надо перестраиваться
Последовательность действий обязательна:
- Изучить обстановку и возможность для перестраивания.
- Включить сигнал поворотника, чтобы предупредить про свой маневр других участников.
- Пропустить тех, кого нужно пропустить по правилам.
- При необходимости снизить скорость, чтобы не нагружать автомобиль. Также не его подвергать риску перевернуться резким маневром на высокой скорости.
- Переместиться на нужную полосу, выключить поворотник.
- Сравнять скорость своего авто со скоростями потока в этой полосе.
Перестраиваться можно только в соседнюю полосу. Если нужно пересечь несколько полос, выполнять пункты нужно все заново для каждого ряда.
Кто уступает
Вне зависимости от того, на какую полосу водитель хочет переместиться, он предварительно должен:
- изучить дорожную обстановку;
- наличие препятствий;
- размещение других участников на дороге.
Именно тот, кто меняет свой ряд, и будет тем, кто должен уступать дорогу всем остальным, кто едет в своих полосах. Даже если впереди водитель заметил препятствие (например, стоящий автомобиль, дорожные работы) – он не имеет преимуществ для маневра.
Если машины начинают одновременное перестроение, то определить, кто будет первым завершать маневр, сложнее. В ПДД четко указано, что именно водитель, который находится слева, уступает тем, кто будет по его правую руку. Но не всегда в жизни взаиморазмещение транспорта будет настолько явным. Поэтому стоит уступать всем, кто справа совершает любые действия.
Но выше шла речь только про полосы на одной дороге, то есть оба автомобиля едут по главной. Если водитель собирается перестроиться вправо, а в это время на нее же хочет выехать машина с второстепенной дороги, то правило «правой руки» уже не работает. Выяснить «кто прав» в данной ситуации легко: водитель на второстепенной дороге обязан пропускать всех, кто движется по главной вне зависимости от того, какие маневры они совершают.
Штрафы
Неподача сигнала при перестроении на дороге, нарушение правил перестроения – 425 гривен.
Если это повлекло создание аварийной остановки или повлияло на движение других участников (заставило их резко тормозить, уходить в другую полосу движения) – 680 гривен (или лишение прав от полугода до года).
Самое главное – перестраиваться надо уверенно и четко. Если есть необходимость в этом, надо включать сигнал поворота и действовать по ситуации. Страх, медлительность и сомнения могут отрицательно повлиять на успех маневра.
Итак, перестроения на дороге – достаточно сложный маневр для новичка и неопытного водителя. Поэтому надо тщательно выучить правила выполнения этого действия, а также быть особенно внимательным и осторожным.