Многие очевидные дорожные ситуации для разных водителей имеют разные трактовки. Некоторые нюансы вождения четко не регламентированы правилами. Взаимное перестроение на дороге относится к одному из затруднительных вопросов для автомобилистов. Во избежание возможных рисков нужно учитывать все особенности и условия обстановки на пути.
Что означает взаимное перестроение?
Смена полосы движения довольно частая ситуация в пути. Сам по себе этот прием особых водительских навыков не требует. Но точно требует досконального знания правил.
Прежде нужно разобраться, что представляет собой процесс перестроения. В ПДД маневр регламентируется пунктами 10.1 и 10.3, а также частично пунктом 10.11. Перестроение — это изменение траектории движения автомобиля в пределах проезжей части без смены направления. Абсолютно неважно сколько полос вы собираетесь пересечь или же планируете съехать на обочину, если вы не планируете поворачивать — это будет считаться перестроением. Причиной необходимости совершить данный прием может быть сужение дороги или приближение к участку, где меняется направление езды. Главная задача для водителей в этом случае — не создавать препятствий и опасных ситуаций на пути другим участникам дорожного движения.
Выполнение маневра
Алгоритм осуществления маневра простой:
- Заранее включите сигнал поворота, а в случае его неисправности — подайте сигнал рукой.
- Убедитесь в том, что пространство в нужном ряде свободно.
- Если есть попутные авто на линии для перестроения — уступите.
Факт вашего намерения перестроиться и включенный соответствующий сигнал не дает вам никакого преимущества.
Кому следует уступать?
По ПДД в случае пересечения траекторий движения двух авто и отсутствия каких-либо других знаков преимущества, уступить дорогу должен тот водитель, к которому другие авто приближаются справа. То есть, если ваше транспортное средство перестраивается, то именно вам придется уступать всем и ждать подходящего безопасного момента. При этом, если “вклиниться” хотят именно в вашу полосу — то преимущество за вами.
Увлекаться правилом “помехи справа” тоже не стоит. Всегда в приоритете будут дорожные знаки, разметка или сигналы светофора. Поэтому будьте особенно внимательны и обращайте внимание на знаки.
Взаимное перестроение
Как действовать, если происходит взаимное перестроение? Само взаимное перестроение — одновременное изменение ряда для движения автомобилями из разных полос. Перестраиваться таким образом чаще всего приходится на подъезде к перекресткам. В этом случае правило “помехи справа” актуально как никогда. Согласно ПДД при одновременном перестроении ТС находящееся справа имеет преимущество над авто, которое расположилось слева. Существует несколько вариантов развития событий. Смоделируем несколько ситуаций.
1. Обоюдное перестроение из двух смежных полос
Если вы двигаетесь по правому ряду — преимущество за вами. Но не спешите совершать резкий переезд. Опасность такого приема в том, что чаще всего водителям со смежных линий непросто определить, что они начинают маневр одновременно. Взаимность действий часто распознается слишком поздно, когда уже происходит сближение авто. Поэтому чтобы избежать ДТП, перед началом смены ряда обязательно смотрите на соседние авто. Чтобы маневр был безопасным, нужно прибегнуть либо к ускорению, либо немного отстать от соседа. При этом, если вы на правой полосе — логичным будет ускориться именно вам.
2. Синхронное перемещение через соседнюю полосу
Если два водителя хотят выехать из боковых полос на среднюю с обеих сторон, то “правый” все так же имеет превосходство. При отсутствии других преград в центральной полосе, сначала свое место занимает авто с правой стороны, а за ним пристраивается ТС из левой линии.
3. Взаимное перестроение через соседний ряд с опережением попутчика
В такой ситуации также надо учитывать все нюансы, которые рассматривались в двух предыдущих случаях. Однако, мы имеем дополнительную преграду в виде транспорта на центральном ряде, куда и планируется передвижение. Поэтому обзор участка затрудняется еще больше. Чтобы минимизировать риск столкновения, надо во время опережения внимательно следить за обстановкой уже на двух полосах.
Заканчивайте маневр только тогда, когда вы точно убедились, что дорога свободна. Водителю справа немного легче, так как в поле его зрения как раз необходимые участки проезжей части. Если же видимость недостаточна или скрыта крупногабаритным ТС, не нужно спешить осуществлять маневр. Тот водитель, который едет по средней линии и не планирует менять траекторию движения, уступать дорогу соседним авто не должен.
В каждой из представленных ситуаций водителям нужно проявить особую внимательность.
Если же избежать дорожно-транспортного происшествия не удалось, то вся вина за столкновение ляжет на того участника, который находился слева.
Что еще нужно знать?
Таким образом, при обоюдном перестроении работает правило “помехи справа”. Однако существуют ситуации, когда руководствоваться данным принципом нельзя и даже опасно. Хотя многие водители позволяют себе допускать такую ошибку.
Когда процесс перемещения в другой ряд происходит из-за сужения дороги или с участка разгонной полосы — все работает наоборот. Если находитесь именно на полосе сужения, то сначала вы обязаны пропустить всех, кто не меняет траекторию движения. Исключением будет только случай, когда автомобиль с левого ряда одновременно с вами совершает перемещение на линию сужения. Но вероятность такого маневра минимальна. Поэтому надо дождаться свободного места в полосе.
Взаимное перестроение на дороге требует особой внимательности от водителя. Причем следить нужно не только за своими действиями, а и за соседними авто. Также нужно учитывать общую дорожную обстановку. Для настоящего профессионала маневр не составит сложности. Если и вы хотите стать настоящим асом, в совершенстве овладеть водительским мастерством — тогда вам нужно обратиться в автошколу Авто-Дор. У нас огромный опыт обучения вождению, и мы с радостью поделимся с вами своими знаниями и умениями.