Некоторые водители считают, что ездить с прицепом просто, если ты уже умеешь управлять легковой машиной. Но это не так. Часто прицеп не слушается, его заносит, а это может создать аварийную ситуацию на дороге. Чтобы такого не произошло, надо знать основы управления автопоездом. Рассмотрим, как правильно ездить на автомобиле, к которому присоединили прицеп.
Основная информация о езде с прицепом
Ездить с прицепом приходится в тех случаях, когда нужно перевезти какой-то груз, коорый не помещается в багажник или салон авто. Инструкторы автошколы Авто-Дор на своих теоретических и практических занятиях дают максимум полезной информации. Если ученику понадобятся сведения о том, как ездить с прицепным устройством, то преподаватели разъяснят этот материал.
Что же такое прицеп? Это — вид транспортного средства, который не может передвигаться без участия легкового автомобиля. Он имеет колеса, но у него нет мотора.
Автопоездом или составом считается транспортное средство, которое состоит из машины (тягач) и прицепа.
Водителю также должен быть знаком такой термин, как управляемость. Это — синхронное движение того самого автопоезда и изменение направления, которое полностью регулируется водителем автомобиля. Еще один момент при управлении автопоездом — устойчивость. Это — свойство автопоезда, которое показывает насколько ТС реагирует на помехи. Например, неровности и уклоны на дорогах, боковой ветер. При хорошей устойчивости состав может безопасно двигаться по заданной траектории.
Существуют также другие характеристики прицепного устройства, которые влияют на управление автопоездом:
- Размер — длина, высота, ширина, центр тяжести.
- Масса. Она бывает снаряженной, то есть вес самого прицепного устройства без груза. Второй вариант — полная масса (прицеп плюс груз).
Нужно также учитывать сочетаемость прицепа с грузом. Есть универсальные устройства, в которых можно перевозить материалы для стройки, технику, вещи для дома. На специальном прицепном устройстве лучше транспортировать, например, лодку или мотоцикл.
Буксировка прицепа
Существуют правила, которые разрешают или запрещают воспользоваться прицепным устройством:
- буксировка прицепа, у который может перевозить небольшой груза, возможна для водителей с категориями “В”, “С” и “Д”;
- водитель, у которого открыта только категория “В” может применять прицеп с весом, который не превышает массу самой машины;
- каждое прицепное устройство должно иметь поворотники, стоп-сигналы и габаритные огни (обязательно);
- буксировка прицепа возможна только, если на легковом автомобиле имеется специальная петля или крюк (тягово-сцепное устройство);
- перевозить пассажиров внутри прицепа категорически запрещается;
- автопоезд не должен превышать скорость в 90 километров в час по автомобильным магистралям и 70 километров в час по другим видам дорог;
- если водитель использует свой собственный или чужой прицеп, то он обязан иметь на него всю необходимую документацию;
- когда размер прицепа больше размера самой машины, то на автомобиле должны быть зеркала заднего вида (больше по длине, чем стандартные).
Багаж не должен мешать безопасному движению автомобиля. Груз также не должен перекрывать обзор, закрывать приборы для подачи света или сигнала, нарушать устойчивость ТС, создавать неудобства для других участников движения (шум, пыль).
Ездить с прицепом можно только при соблюдении всех этих правил. Иначе водителю грозит штраф.
Подготовительный этап
Перед тем, как отправится в путь и начать управлять автопоездом, нужно внимательно его осмотреть. Водитель должен обратить внимание на следующее:
- Исправность всех элементов для сцепки. Замок должен быть надежным, не сломанным, а тросы и цепи полностью фиксировать груз.
- Корректная работа подшипников и амортизаторов. Чтобы проверить, правильно ли работают подшипники, немного приподнимите прицепное устройство и покрутите его колеса.
- Проверка сигнальных огней. Все они должны работать без перебоев, чтобы автопоезд не создавал аварийную ситуацию на дороге.
- Контроль давления в шинах. Давление во всех колесах должно быть одинаковым. Если это не так, то его надо выровнять.
Перед поездкой также нужно удостовериться в наличии документов на прицеп, осмотреть его внешний вид, устранить все неисправности.
Как ездить с прицепом правильно
Не у каждого водителя получится управлять автопоездом с первого раза. Они не учитывают разницу в управлении машиной и автопоездом, из-за чего могут попадать в неприятные ситуации. Поэтому надо знать, как правильно ездить с прицепным устройством и при этом не нарушать ПДД:
- Ездить с прицепом нужно осторожно.
- Водитель должен быть всегда начеку, так как легковая машина будет вести себя иначе. Придерживайтесь дистанции с другими участниками дорожного движения. Заранее тормозите на перекрестках и светофорах.
- Не превышайте допустимую скорость, так как у автопоезда низкая маневренность. Резко набирать скорость или резко тормозить запрещается, так как это может привести к аварии.
- Водитель должен ориентироваться, какова длина всего автопоезда (машина+прицеп). Эта информация будет нужна при поворотах и других важных маневрах.
- Трогайтесь с места плавно, не совершая резких движений. Если не следовать этому правилу, то могут пострадать шины из-за пробуксовки или же выйдет из строя сцепной механизм.
- Отличается проезд препятствий. Траектория должна быть, куда больше самого препятствия.
- Водитель автопоезда должен идти на обгон других транспортных средств только в крайнем случае и делать это максимально аккуратно.
- Некорректное управление машиной может привести к складыванию или заносам прицепного устройства. Поэтому водитель обязан снижать скорость перед важными маневрами (повороты, торможение).
- Если происходит движение по местности без асфальтового покрытия (грунтовые дороги, леса, поля), то нужно быть осторожным. Такие экстремальные условия могут повредить сцепное устройство. Если в таких местах уже есть колеи, то машине лучше ехать между ними.
- Ездить задом с прицепом — самое сложное. Этот манёвр лучше заранее изучить в теории, а затем несколько раз повторить на практике.
Еще одно важное правило, о котором должен помнить водитель. Нужно правильно разместить груз. Расположение груза будет влиять на маневренность авто и другие особенности управления ТС с прицепным устройством.
Расположение груза
Для того, чтобы автопоезд двигался без сложностей, надо корректно расположить груз. Каждое прицепное устройство имеет руководство к пользованию. В этой документации указано, какой максимальный вес допустим для перевозки. Этой информацией и нужно руководствоваться.
- Нельзя нагружать только одну часть прицепа. Любой груз размещают равномерно. При этом центр тяжести располагается над осью.
- Не нагружайте только переднюю часть. Это приведет к повреждениям узла сцепки. Однако, это не значит, что можно сильно нагрузить заднюю часть прицепного устройства. Тогда корма машины может приподняться, и задние колеса перестанут соприкасаться с дорогой.
- Багаж крепко фиксируют. Лучше всего применять прочные ремни, так как верёвки могут перетереться, а узлы развязаться. Надёжная фиксация нужна не только, чтобы не потерять часть вещей. Если груз плохо закреплён, он может нанести вред вашей машине или чужой. Если во время движения груз внезапно выпадает, то это представляет угрозу для жизни водителей и пассажиров едущих вблизи машин.
- Водитель всегда должен учитывать расположение центра тяжести. Прицеп может перевернуться, когда будет двигаться по неровным дорогам с выбоинами и ямами.
- Если вы перевозите объемные и длинные грузы, проконтролируйте вертикальную плоскость, в которой они располагаются. В таком случае нужно хорошо закрепить свой багаж.
Перед поездкой также надо изучить правила перевозки груза на прицепном устройстве. Водитель рассчитывает, какая максимальная длина и высота груза допустима и в каких случаях могут быть проблемы с законом.
Водить машину может научиться каждый, но ездить с прицепом намного сложнее. Не всем это пригодится, но надо знать самые важные моменты. Мы разобрались, что нужно учитывать и что нельзя делать во время передвижения авто с прицепным устройством. Эти знания пригодятся новичкам и опытным водителям.