Водитель и пассажиры привыкли ездить с комфортом. В автомобилях устанавливают кондиционеры, так как летом без этого устройства бывает невыносимо жарко. Однако, иногда приходится сталкиваться с тем, что охладительная система выходит из строя. Что же делать, если не работает кондиционер в машине и можно ли все исправить самостоятельно?
Принцип работы
Когда не работает кондиционер в машине, будет нужен ремонт этой охладительной системы. Иногда поломки бывают несложными, с ними сможет справиться каждый. Но для этого нужно понимать принцип работы устройства.
Это — замкнутая система, в которую входят радиаторы, фильтры, трубки, клапаны, другие узлы. Кондиционер в машине по своему строению сходен с обычным холодильником, в котором беспрерывно циркулирует хладагент (газ). Как это происходит:
- Когда система начинает работать, компрессор сжимает газ и тот греется.
- Теплый газ перемещается в радиатор, где становится жидкостью и снижает свою температуру.
- После радиатора газ направляется в осушитель, где происходит очистка от частичек пыли и других посторонних примесей.
- Превращение жидкого фреона в газ внутри терморегулирующего вентиля.
- Газообразный хладагент попадает в испаритель. Фреон охлаждается до нуля, вскипает от взаимодействия с высокой температурой салона авто. Это приводит к закипанию газа и охлаждению радиатора.
- Система вентиляции сдувает холод с охлажденного радиатора (испарителя), он попадает в салон машины.
- В конце такого сложного цикла газ снова возвращается в компрессор, и его путь начинается заново. Это и обеспечивает бесперебойную работу охладительной системы.
Знания о принципе работы прибора вам пригодятся, если не работает кондиционер в машине и его нужно срочно отремонтировать.
Причины неисправностей
Если не работает кондиционер в машине, то и прохлады внутри салона не будет. Поэтому надо сразу разобраться с поломкой. Бывает два варианта неисправностей:
- Совсем не включается.
- Плохо работает, то есть не охлаждает.
Оба случая требуют немедленного вмешательства мастера. Нужно разобраться с самыми важными причинами выхода из строя охладительной системы:
- Недостаток фреона (газа). Если внутри системы нет достаточного количества хладагента, то включить устройство не получится. Самостоятельно заливать фреон не следует.
- Загрязнение. Это — частая причина неисправности. После длительного накопления грязи и пыли не работает кондиционер в машине или выключается рандомно. На трубках и внутри конденсатора возникает коррозия, так как там долго накапливалась пыль. После этого охлаждающий контур становится не герметичным.
- Неисправность компрессора. Замена этой детали обойдется недешево, но и ломается она крайне редко. Иногда это происходит из-за отсутствия смазки или очень долгого срока работы самого кондиционера.
- Неисправность конденсатора или радиатора. Обе составляющие могут выходить из строя из-за скопления пыли, грязи, других частичек. Радиатор, он же испаритель, может также давать неприятный запах (в момент включения).
- Поломка терморегулирующего вентиля. Сломаться вентиль может из-за механического повреждения. В таком случае потребуется его срочная замена. Терморегулирующий вентиль оптимизирует температуру и обеспечивает необходимый градус фреона. Иногда вентиль плохо работает, если неправильно отрегулирован. Это не так критично и можно исправить очень быстро.
- Выход из строя датчика давления. Очень часто не работает кондиционер в машине из-за датчика давления. Он может ломаться из-за повреждений механическим путем, нарушения целостности контактов в системе или же сильного загрязнения. Понадобится диагностика на СТО, так как определить причину неисправности датчика давления сложно.
Причин поломки кондиционера довольно много. Каждая из них требует внимания, так как охладительная система не сможет работать корректно без правильного функционирования всех её составляющих.
Не работает кондиционер в машине: уместен ли самостоятельный ремонт
Не работает кондиционер в машине? Нужно его скорее отремонтировать, так как без него будет тяжело в жару. Как проверить, работает ли кондиционер некорректно? В большинстве случаев это понятно сразу, так как внутри салона становится жарко.
Если вы определили, что причиной поломки стало загрязнение, то можно попытаться самостоятельно помыть кондиционер. При этом нужно отойти от устройства на полметра, а струю воды направить под прямым углом.
В остальных случаях самостоятельный ремонт будет неуместен, так как без соответствующей аппаратуры причину поломки выяснить сложно. Нужно обратиться к специалистам, которые протестируют систему.
Так, например, узнать уровень фреона можно только специальным аппаратом. Его нужно присоединить к системе и выкачать газ. После этого устанавливают количество фреона, а затем закачивают его обратно в систему.
Ремонт кондиционера правильнее доверить профессионалам.
Профилактические меры
Для того, чтобы кондиционер в машине не перестал работать, нужно регулярно проводить профилактические работы. Даже самые новые и дорогие системы охлаждения нуждаются в осмотре примерно раз в 1-2 года. Это связано с тем, что любое устройство в течение года будет терять часть хладагента. Если же не работает кондиционер в машине возрастом более 7-10 лет, то осмотр на СТО требуется ежегодно.
Профессионалы дают советы по профилактике неисправностей охладительного прибора:
- Установка сетки на бампер для защиты радиатора от пыли, мусора, камней, прочих вредных частиц. Нужно сделать дополнительную решетку для тех авто, у которых она крупноячеистая.
- Включать постоянно. Конечно, это устройство нужно на солнце и при высоких температурах. Но несколько раз в месяц нужно все же включать кондиционер даже зимой. Ему достаточно поработать 10-15 минут, тогда магистральные элементы не пересохнут.
- Выключать заранее. Лучше всего, выключить охладительную систему за 5-7 минут до остановки автомобиля. При этом нужно включить печку, так как это приведёт к высушиванию воздуховодов теплым воздухом. Такая процедура не даст возможности вирусам и бактериям размножаться внутри системы охлаждения.
Берегите свой кондиционер, проверяйте его, чтобы потом не выяснять причины его неисправности.
Комфортная поездка на автомобиле предполагает много составляющих. Автошкола Авто-Дор дает советы будущим водителям, чтобы им было удобно за рулем. Одно из таких условий комфорта — штатная работа охладительной системы в жару. Если же она сломается, то чинить её сложно. Надо разобраться в причинах неисправностей и только тогда приступать к ремонтным работам.