Существует много параметров, на которые водители обращают внимание при выборе транспортного средства, например, мощность и объем двигателя, тип кузова и коробки передач, привод. Но также не надо забывать о других характеристиках, среди которых радиус поворота автомобиля. Именно о нем сегодня подробнее расскажут специалисты автошколы Авто-Дор.
Что означает характеристика?
Радиус поворота автомобиля – это выполненный машиной полукруг во время маневра с поворотом до упора рулевого колеса влево или вправо. Важно знать размер этого значения, ведь только так можно понять, осуществим ли разворот за один раз (без дополнительного движения назад) на определенном отрезке дороги.
Параметр свидетельствует не столько о способности транспортного средства развернуться, сколько об уровне маневренности авто. Чем радиус меньше, тем проще машина в управлении даже на высокой скорости. Если же показатель высокий, то без проблем развернуться не выйдет, так как придется повторять необходимые манипуляции (сдавать назад и вращать рулем) несколько раз.
При этом различают минимальный и максимальный радиусы, так как это совершенно разные понятия:
- Минимальный радиус – это промежуток между двумя бордюрами, то есть внутренняя половина круга, которую проходит машина при движении. Учитывая этот параметр, легко рассчитать оптимальный размер свободного пространства на дороге для беспроблемного разворота.
- Большой или максимальный радиус – это тот путь, который проделывает кузов авто, внешний полукруг. Его альтернативное название – радиус от стены до стены. Независимо от того, какое у средств передвижения расстояние между передними и задними колесами, они могут иметь совершенно разный большой радиус. Причина кроется в габаритах, которые разнятся как у легковых, так и у грузовых машин.
Рекомендуем ориентироваться именно на второй показатель. В противном случае на не огороженной трассе при выполнении разворота можно всего лишь выехать на грунтовку, тогда как при выполнении маневра между другими транспортными средствами или постройками можно попасть в неприятную ситуацию, так как водитель не всегда правильно чувствует габариты автомобиля.
Однако основное, о чем важно помнить: радиус поворота автомобиля – это разговорное словосочетание. В технической литературе говорится о диаметре, то есть о промежутке от края до края, а не от центра до края. Поэтому в габаритных характеристиках автомобиля чаще всего подают именно его, поэтому путать эти понятия не стоит.
Как рассчитать радиус поворота автомобиля?
Расчет радиуса осуществляется в два этапа:
- Найдите просторный пустой участок дороги (это может быть парковка или специальная учебная площадка), где возможен полный разворот. Тут вам пригодятся дорожные конусы (их можно заменить бутылками, которые наполнены жидкостью или песком), рулетка, мел. Измерьте расстояние необходимое, чтобы передние колеса автомобиля поместились на дороге при повороте. Для этого разместите их прямо, а с внешней стороны начертите на асфальте пометку. Затем выверните их в сторону предполагаемого разворота, находясь на месте, а потом двигайтесь в обратную сторону. Там начертите вторую пометку. Промежуток между ними и будет диаметром разворота. Чтобы получить радиус, просто поделите значение на два.
- Поставьте машину ровно. Начертите пометку там, где находится край угловой части бампера. Колеса выворачивайте до тех пор, пока бампер не очертит полукруг. Там делается еще одна пометка. Узнав расстояние между ними, можно определить максимальный радиус поворота автомобиля.
Но только подсчет ни о чем не скажет. Возможность развернуться водитель будет просчитывать безошибочно лишь тогда, когда свыкнется с габаритами авто. Тут и придутся кстати конусы или похожие ориентиры. Просто выставьте их на месте пометок и тренируйтесь до тех пор, пока не сможете повторить маневр в нужных границах, не выходя из авто и не прибегая к помощи людей, которые будут за вами наблюдать и давать нужные команды.
Можно ли изменить этот важный показатель?
Ответ прост: это реально, но лишь посредством изменения конструкции машины. Однако такие изменения могут негативно сказаться на функционировании автомобиля. К тому же в случае вмешательств вы потеряете гарантию. Тем не менее запас хода рулевого колеса становится существенно лучше. В результате радиус поворота машины уменьшается.
Что надо для этого сделать? Достаточно уменьшить толщину распорок, просто сточив их. Поможет также установка специальных пластиковых проставок.
В ходе выполнения таких манипуляций водители часто сталкиваются с еще одной проблемой: колеса начинают цепляться за кузов и подвеску. Чтобы этого не произошло, изготовьте ограничители из пластика. Ориентируйтесь на размеры “родного” ограничителя хода рулевой рейки.
Угол кастора и его влияние на радиус поворота
Ось вращения колес у большинства машин имеет незначительное смещение. Угол между этой осью и условной линией, проведенной вертикально, называется кастором. Невооруженным глазом эту особенность заметить трудно, ведь отличие достигает не больше 10 градусов.
Угол кастора бывает:
- Нулевым, когда стойка занимает необходимое положение без отклонений.
- Положительным, когда верх стойки смещен к корпусу, а колесо – в противоположную сторону.
- Отрицательным, когда наоборот, колесо смещено в сторону корпуса.
Обычно у легковых машин именно положительный угол кастора. За счет этого колеса сами возвращаются в первоначальное прямое положение. В этом и заключается основная функция этой детали. Кроме того, при входе в поворот, когда кастор положительный, развал колес смещается так, что это делает управление автомобиля проще.
Что же касается влияния на радиус разворота, то оно, конечно, есть. Правда, настолько незначительное, что при изменении наклона стойки водитель не придаст этому значения.
Итак, крайне важно для правильного и безопасного выполнения разворота знать радиус поворота автомобиля. При этом не стоит путать его с диаметром. Измеряют этот показатель в два этапа, причем от самого значения зависит мало, главное – это практика и ощущение габаритов. Крайне нежелательно, хотя и возможно, менять радиус, вмешиваясь в конструкцию ТС, так как это повлечет за собой нежелательные последствия. Инструкторы автошколы Авто-Дор рекомендуют на практике ориентироваться на дорожную ситуацию. Иногда целесообразнее будет выполнить маневр в 2-3 захода, чем выворачивать руль до упора.