Некоторые водители, даже самые опытные, не понимают механизм работы ручника или вовсе им не пользуются. Однако, в машине нет лишних деталей. Кроме этого, часть водителей использует ручной тормоз некорректно. Такие действия приводят к непоправимым последствиям.
Как правильно пользоваться ручным тормозом
Ручной тормоз состоит из тормозной системы и тросов. Рычаг комплектуется зубчатым устройством, которое натягивает трос и зажимает тормозные колодки. Есть несколько правил как применять ручной тормоз во время движения и остановки:
- Поднятие до упора. Бережные автомобилисты щелкают ручник не полностью. Это, конечно, блокирует колесо, но на склонах может не сработать.
- Использование при низких температурах не рекомендуется. Специалисты отмечают, что при таких погодных условиях тормозные колодки иногда примерзают к барабанам. В таком случае колеса становятся неподвижными и машина отправляется на СТО.
- Нельзя надеяться только на ручной тормоз. Любой, даже самый надежный механизм может выходить из строя. Поэтому водителю лучше применять ручник и оставлять включенной первую передачу. Такие правила подходят только для автомобилей с механической коробкой передач.
- Аккуратное применение во время движения. Тормозить ручником на высокой скорости могут только опытные водители. Это — опасный маневр. Если часто его использовать, со временем ручник будет работать намного хуже. Кроме этого, есть вероятность уйти в занос из-за блокировки задней оси, что часто приводит к дорожно-транспортным происшествиям.
Не бойтесь применять ручной тормоз, но делайте это корректно. Этот узел — ваш гарант безопасности, но пользоваться им надо правильно. На занятиях в автошколе Авто-Дор курсанты обсуждают важные для будущих водителей темы, в том числе правила применения ручника.
Как пользоваться кнопкой ручника
Остановка автомобиля часто не обходится без ручника. Затянуть рычаг удобно и без нажатия кнопки, а вот обратный процесс невозможен без нее. Беззвучное поднятие рычага возможно с нажатием специальной кнопки. Однако многие водители не делают этого. На самом деле это не столь важно и сам процесс постановки на ручник не влияет на работу механизма. Водитель сам может принимать решение: нажимать кнопку или нет. Иногда автомобилисты специально не нажимают на нее, чтобы слышать щелчки и ориентироваться по звукам, правильно ли происходит процесс.
Совсем по-другому обстоят дела со снятием с ручника. В таких ситуациях нельзя обойтись без той самой кнопки. Нажимать ее не только желательно, а обязательно. Иначе просто ничего не получится.
Ручной тормоз и как остановиться с его помощью
Водители-новички и некоторые опытные автомобилисты не знают, можно ли тормозить ручником во время движения авто. Однако, такой процесс возможен далеко не на каждой машине. Более современные транспортные средства имеют электронное устройство и рычага в них нет. Вместо него существует кнопка, которой невозможно пользоваться при движении.
Если же ваш автомобиль все же оборудован рычагом ручного тормоза, то его можно применять для остановки. Делать это нужно максимально внимательно. Резкое затягивание ручника молниеносно блокирует задние колеса. В таком случае вполне вероятно пойти в занос. Важно в ответственный момент не крутить руль, так как можно потерять управление.
Опытные водители также не рекомендуют тормозить при помощи рычага, если дорога скользкая или заснеженная. В такой ситуации сцепление задних и передних колес с асфальтом будет отличаться, поэтому может произойти авария.
Учитывать надо и то, какая передача включена и соответственно принимать во внимание скорость передвижения. Низкие скорости в тандеме с торможением ручником могут разворачивать транспортное средство. Очень высокая скорость (более 150 километров в час) и применение ручного тормоза легко переворачивают машину.
Сделаем вывод: тормозить ручником нужно аккуратно, на приемлемой скорости и только на сухом ровном асфальте. В других ситуациях лучше всего воздержаться от применения ручника.
Диагностика механизма
Любой механизм в машине, в том числе ручной тормоз, периодически выходит из строя. Если вовремя не отрегулировать этот узел, то он может не сработать в нужный момент. Поэтому владельцам машины важно проводить диагностические и профилактические мероприятия. Натяжение трос рычага может становится слабее со временем, особенно при интенсивной эксплуатации. В результате колодки будут плохо зажиматься и движение машины станет неконтролируемым, так как положиться на это устройство будет нельзя.
Примерно раз в месяц, а то и чаще, надо посещать станцию технического обслуживания. Так будет вовремя происходить регулировка троса. Тогда можно надеяться на ручник в любой, даже экстренной ситуации.
Ехать на ручнике
Проехаться на ручнике на заднеприводном авто не выйдет, а вот на переднеприводной машине такая вероятность есть. Дорога при этом должна быть скользкой или мокрой. Если же асфальт сухой, то ехать на ручнике не получится. На машинах с автоматической коробкой передач неправильная эксплуатация, а именно езда на ручнике, будет иметь негативные последствия:
- покрышки быстрее изнашиваются, к тому же неравномерно;
- колодки перегреваются;
- на двигатель идет большая нагрузка, он может выйти из строя;
- диски, тормозные цилиндры быстрее нагреваются;
- повышается износ подшипников.
Основная проблема при езде на стояночном тормозе — перегрев деталей (диск сцепления, цилиндры, колодки). После того, как автомобиль тронулся, может появиться запах гари. Тогда причина сразу понятна и можно ликвидировать ее.
После поездки надо подвести итоги. Ручной тормоз можно считать исправным, если он по-прежнему выполняет все свои функции корректно. Когда рычаг удерживает машину на склоне, не вибрирует, поездка на ручнике обошлась без потерь.
При обучении в автошколе будущие водители разбирают механизм использования ручного тормоза. Преподаватели Авто-Дор объясняют своим ученикам все важные моменты, поэтому выпускники нашей школы вождения знают детали использования ручника.
Применение ручного тормоза должно быть правильным, иначе механизм быстро выходит из строя. Каждому водителю нужно научиться применять этот рычаг по назначению. Тогда поездка на машине станет комфортнее, безопаснее.