31 марта текущего года компания Тесла презентовала долгожданный бюджетный электрокар под маркой Модель 3. Бюджетным его можно назвать с натяжкой, так как цена базовой модели составила 35 тысяч долларом США, что впрочем не так уж дорого для жителей Америки, а по сравнению с ценами предыдущих моделей да и электрокаров в целом — сущие копейки. Серийный выпуск запланирован на 2017 год, а пока, можно только анализировать то, что нам уже известно по презентации и состоянию промышленности электромобилей в целом.
Что за диво дивное?
Модель 3 анонсировалась уже очень давно, сам гендиректор и главный идеолог Илон Маск не раз упоминал о главной цели компании Тесла — массовости электромобилей в мире. И вот, дождались наконец-то или нет? Первые слова на презентации нового электрокара: «Модель С и Модель Икс — позволили нам построить Модель 3», а из этого следует реальность — производство всей компании сейчас занимается исключительно этими двумя более дорогими предыдущими моделями, а вот выпуск Модели 3 напрямую завязан на постройке так называемой «Гигафабрики», совестного предприятия с Panasonic, для массовой сборки батарей.
Вероятно за счёт удешевления самого дорого компонента электрокаров — батарей, и планируется такая невысокая цена такого весьма функционального авто. Характеристики же Модели 3 впечатляют, пробег — не менее 340 км на одном заряде, комфортное размещение 5ти человек в салоне седана, плюс 2 багажника, весь функционал прошлых моделей, включая функцию автопилота и обновления ПО и многое другое. За такую сумму автомобиль производит просто фурор, не смотря на задержку фактическо выпуска продукции, предзаказы достигли уже 400 тысяч, а всего планируется выпуск в 500 тысяч авто, что весьма круто для молодой компании, учитывая что в мире всего выпускается порядка 70 миллионов автомобилей в год, в основном, крупными компаниями с историей в сотню лет.
Подводные камни
Первое что бросается в глаза — ограниченность выпуска. Толпы на предзаказы электрокара напоминали очереди за новыми чудо-айфонами, что неудивительно, ведь люди до сих пор воспринимают электрокар как некую дорогую электронную игрушку, а Модель 3, как возможность не потратив огромных денег заполучить игрушку и себе, но вот удастся это далеко не каждому. В скором времени, предзаказы достигнут максимальной отметки в 500 тысяч и компания просто не сможет увеличить планируемое производство, ведь как упоминалось ранее, всё завязано на новой ещё недостроенной фабрике по производству аккумуляторов, так что Модель 3 — очевидно не станет массовым доступным электрокаром как планировалось, по крайней мере, не в ближайшие годы.
Также, стоит учесть, что конкуренты не дремлют, и на подходе к выходу уже в этом году новый электрокар Chevrolet Bolt от компании GMC, возможно он займёт нишу доступного электрокара? Цели Маска весьма высоки, он по сей день всячески поощряет конкуренцию в производстве электромобилей, но цели целями, а вот реальность такова что Тесла как автомобильная компания рано или поздно, отойдёт далеко на второй план по производству электрокаров и скорее всего, в дальнейшем так же будет занимать нишу передовых технологий и дорогого, лимитированного сегмента. Даже сейчас самым массовым электрокаром является Nissan Leaf, но никак не продукты компании Tesla.
История будущего
Если цели компании Тесла такие как декларирует Маск, не заработок денег, а распространение моды на экологический транспорт во всём мире — то они успешно их достигают. Но чтобы задержатся на рынке, этого явно мало. Дорогой сегмент и передовые разработки с учётом конкуренции более мощных компаний — сомнительное направление для их финансовых планов. А вот массовое производство аккумуляторов, возможно на этом основана стратегия удержаться на рынке да ещё и успешно развиваться? Ясно лишь одно, Модель 3 — не та массовая машина которую все ждали, очень хорошая, недорогая, и всем кто её получит очень повезло, но этот продукт — не для массового потребителя.
P.S. Забавный факт
Модель 3 изначально планировали выпускать под маркой Model E, как шутил сам Илон Маск: «У нас есть Model S и Model X, осталось выпустить Model E, и получиться SEX». Но планам помешала компания Ford, у которой уже имеется патент на название «E», впрочем, если посмотреть на эмблему Модели 3, можно увидеть что 3 представлено в виде 3х горизонтальных линий, напоминающих букву «Е».