По состоянию на 2016 год под контролем дорожного ведомства находится около 170 тысяч километров украинских дорог. По средним оценкам качества полотна — 90% из них подлежат капитальному ремонту, а 42 % — находятся в критическом состоянии. На расходы связанные с транспортным сообщением, ремонтом дорог, постройкой новых трасс, и пр. Укравтодор затребовал на 2016 год не менее 60 миллиардов гривен. В начале текущего года экс-премьер министр Украины Арсений Яценюк оглашал сумму которую выделят из бюджета на дороги в размере 14 миллиардов гривен. Впрочем, на практике эта цифра оказалась несколько большей. Если быть точным, Укравтодор уже получил 31,4 миллиарда гривен, из которых 11,9 миллиарда ушли на погашение долгов по кредитам, а 19,5 миллиарда гривен — собственно на нужды страждущих украинских полотен. На лицо — нестыковка цифр, как же планировалось найти недостающие средства?
Что обещало правительство в решении дорожного вопроса?
Ещё в 2015 году Кабинетом министров Украины была утверждена концепция реформирования ведомства по управлению дорожным хозяйством предусматривающая решение проблемы финансирования ремонта дорог, путём децентрализации ведомственных функций. Фактически, в рамках децентрализации, предлагалось перенести груз ответственности за дорожное полотно на места, Укравтодор фактически должен быть распущен, а всё что остаётся на уровне Киева — это управление дорогами в рамках страны и прокладка новых трасс. В реальности же, децентрализация дорожного ведомства не произошла, как и децентрализация в целом.
Что реально происходит в Укравтодоре?
Действия правительства в дорожной сфере по состоянию на 2016 год мало чем отличается от предыдущих. Укравтодор называет всё более крупные суммы необходимые ему для работы, правительство всё так же выделяет треть, если не четверть от этих сумм на видимость поддержания дорог, в итоге ремонт происходит лишь поверхностный и уже после новой зимы, этот ремонт уходит в никуда. Но есть и относительно хорошие новости. Основная часть бюджетных средств уже направлена на прокладку трассы Киев-Полтава-Харьков, так же планируется финансирование новых трасс по другим направлениям, Киев-Львов, и прочие. Новые трассы это конечно хорошо, но вот «ямочный» ремонт будет значительно сокращён.
Подводя итоги
Несмотря на многочисленные скандалы в перестановке должностных лиц на постах чиновников Укравтодора, на планы по реформации ведомства, реальность для украинцев остается прежней — плохие дороги, нехватка средств на их ремонт и содержание. Тем не менее, строительство новых трасс между крупнейшими городами Украины, по видимому всё-таки будет закончено.
Возможно стоит задать вопрос с другой стороны, ни «где найти недостающие средства?», а «куда деваются те, что есть?».